В настоящее время во всех учебных заведениях России действует классическая система оценивания знаний. Школьники учатся по пятибалльной системе, которая в теории должна мотивировать на получение знаний. Но практика показывает, что все не так гладко, а система работает в качестве демотиватора.
Страшный сон каждого школьника
Мало кто задумывается над проблемой оценивания знаний в школах, но психологи и специалисты бьют тревогу. Вместо получения знаний и мотивации, ученики сталкиваются с жесткими наказаниями. Получил 4 или 5 – молодец, можешь жить спокойно до следующей четверти. Получил несколько «двоек» - оставайся без подарков под Новый год и другие праздники.Казалось бы, что в этом нового? Многие наши соотечественники прошли через аналогичную систему и «выжили». Но реальность немного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Опросы показывают, что система оценки знаний приносит неудобство не только самим школьникам, но и учителям. При этом в некоторых учебных заведениях уже полностью отказались от использования устаревших стереотипов в обучении. Самое интересное в том, что такие школьники показывают лучшие результаты и проявляют меньше агрессии.
По факту в школах используют систему «наказания и поощрения» с тремя основными баллами. Градация настолько плоская, что порой учителям очень сложно сделать выбор, от чего часто страдают сами ученики и родители. Но проблема даже не в том, сколько будет баллов в дневнике, а самой балльной системе оценивания.
Дело не в баллах
Проблема действительно масштабная и требует полного пересмотра подхода к обучению детей. Многие люди задаются правильным вопросом – «Зачем вообще нужна отметка?». В теории она якобы мотивирует учиться лучше, но на практике только угнетает ребенка и может его демотивировать.Самая частая проблема отечественной системы оценивания в том, что обычные цифры начинают делить детей на «тупых» (получил 2 или 3), обычных лентяев (получил 4) и настоящих прилежных учеников, которые получают оценку «пять».
Надо признаться, что система оценивания вызывает неприятие не только среди учеников, но и среди родителей. Мы начинаем проецировать на себя все неудачи ребенка со всеми вытекающими последствиями. Вместе с тем мировая практика показывает, что система обучения и оценивания должна быть более гибкой и подстраиваться под каждого ученика, а не наоборот клеймить.
В идеале учитель должен не наказывать «двойкой» или другой оценкой, а проводить работу для повышения знаний, работу над ошибками и исправлениями. При этом ребенок не должен чувствовать себя «тупым» или угнетенным.